Где еще можно найти деревню на сотню-другую дворов, у которой есть право называться городом и иметь свой герб? Правда, средневековая стена со сторожевыми башнями и следы древних римлян здесь имеются.
Репортаж из Цонса. Часть I
"Здесь будет город-крепость!". Наверное, такую или похожую фразу произнес кельнский архиепископ Фридрих III фон Саарверден (Friedrich III. von Saarwerden) в далеком 1372 году. И уже вскоре между Кельном и Дюссельдорфом появился новый таможенный пост для взимания дани с купцов, перевозивших товары по Рейну, - крепость Цонс (Feste Zons). В наши дни и уже более столетия Цонс - популярная цель для однодневных туристических поездок из соседних городов.
В Средние века баржи вверх по течению Рейна тянули на канатах. Пройти мимо, не заплатив пошлину, было невозможно, чем и пользовались все правители, владевшие территориями вдоль реки, а количество таможенных пунктов на Рейне в эпоху феодальной раздробленности исчислялось десятками.

Башня Крётшентурм
Цонс и другие рейнские таможни
Самой необычной и живописной таможней на Рейне считается замок Пфальцграфенштайн (Burg Pfalzgrafenstein) - тот самый "каменный корабль" (Виктор Гюго), о котором мы уже рассказывали в этой рубрике. Заложенный как и Цонс в XIV веке, он находится на 546 рейнском километре. Цонс расположен ниже по течению - на 718-м.
Отметим, что кельнские архиепископы входили в число германских католических иерархов, считавших сбор рейнского налога (Rheinzoll) исключительной привилегией церкви. Они даже пытались с помощью Папы Римского добиться разрушения Пфальцграфенштайна, возведенного светскими правителями - пфальцграфами из баварского рода Виттельсбахов. Но замок и ныне там.
По значению для казны средневековые рейнские пошлины можно сравнить с нефтяными месторождениями индустриальной эпохи. Каждый феодал "бурил скважины" на своих территориях и не обращал особого внимания на соседей. Если и обращал, лишь желая их отобрать.

Бывшее русло Рейна
Архиепископ и курфюрст в одном лице
Архиепископ Фридрих III фон Саарверден являлся не только духовным иерархом, но и, если можно так выразиться, "по совместительству" правителем собственного Кельнского курфюршества (Kurköln) - одного из семи изначальных курфюршеств Священной Римской империи германской нации. Именно курфюрсты, согласно Золотой булле, принятой в Нюрнберге в 1356 году, избрали германского короля, который затем становился императором. Другими словами, архиепископы Кельна были фигурами в средневековой Европе очень влиятельными.
Власть в таком церковном курфюршестве по вполне понятным причинам (целибата, обета безбрачия) переходила не по наследству, а в результате выборов нового архиепископа. Часто ими становились младшие сыновья знатных немецких династий. Они не могли, как старшие, наследовать отцовские владения, поэтому шли по церковной линии.
Фридрих III фон Саарверден происходил из очень влиятельной семьи, а свой пост занял даже прежде, чем достиг минимального для таких церковных должностей 30-летнего возраста: его родственники добились от Папы Римского специального разрешения.

Hohes Örtchen -''Возвышенное местечко''
На землях своего курфюршества князь-архиепископ обладал не только духовной, но и светской властью, в том числе правом назначать и собирать налоги. Курфюршество росло постепенно, сначала состояло из разрозненных территорий, но в итоге заняло примерно стокилометровую полосу земли шириной около 25 километров вдоль Рейна.
В свою очередь, Кельнское архиепископство (Erzbistum Köln) по территории не было тождественно курфюршеству, а значительно превышало его. За пределами собственных земель архиепископ обладал лишь духовной властью. Например, Кельн не входил в курфюршество.
Жители Кельна, обладавшего городской самостоятельностью в империи, пустили своего нового верховного пастыря в его собственный Кафедральный собор только после того, как тот письменно подтвердил независимость города и отказ от претензий на светскую власть на его территории! Правда, такие заверения и обещания не всегда гарантировали стороны от многочисленных конфликтов. Такие вот особенности средневековой религиозно-политической географии.
Финансовые дела курфюршества велись из рук вон плохо, оно не вылезало из долгов. Иногда условием для избрания нового архиепископа являлось "торжественное" обещание не начинать новых дорогостоящих проектов, но, как правило, вскоре о них забывали.

Ззамок Фридестром
Перенос поста в Цонс
До 1372 года архиепископский налоговый пост находился в Нойсе (Neuss), ближе к Дюссельдорфу, но русло Рейна постепенно менялось, он удалялся от стен города, да и жители Нойса начали заявлять дополнительные претензии на часть таможенных сборов. Назревал конфликт.
Чтобы избавиться от лишней головной боли и гарантировать собираемость налога, столь важного для хронически пустых касс, архиепископ фон Саарверден решил перенести таможенный пост в одну из своих собственных деревень - Цонс.
Таких архиепископских хозяйств - барских дворов (Fronhof) - на территории курфюршества было более десятка. Они не только поставляли продукты в резиденции феодала, но и являлись центрами административного управления, в том числе местом судопроизводства.

Городская стена и Рейнская башня
Замок имени себя
Сначала в Цонсе у самого берега Рейна построили крепкий таможенный замок Фридестром (Friedestrom), названный так в честь самого Фридриха III фон Саарвердена, а потом обнесли и всю деревню высокой стеной со сторожевыми башнями и рвом.
Если посмотреть на карту, то стена похожа на трапецию - всего 310 на 260 метров. Вот, и весь "город". Ее длинные стороны проходят параллельно Рейну, который сейчас отошел от стены метров на триста, а раньше протекал прямо у нее. Замок оказался интегрирован в крепостное окружение и занимает примерно 1/6 часть городской территории. На ночь ключи от городских ворот сдавались на хранение в замок.
"Возвышенное местечко"
Количество домов в Цонсе не превышает и двух сотен. Изначально - всего 125. До прошлого века он так и не выходил за пределы крепостных стен, то есть город не расширялся.
Уютные узкие улочки можно по пальцам пересчитать. Особо в душу запало название одной из них: Hohes Örtchen -"Возвышенное местечко". Уж очень поэтичное. Увидел табличку на доме - улыбка появляется непроизвольно. Улочка находится дальше других от Рейна, о чем, по всей видимости, и говорит название. Правда, при слове "Örtchen" у большинства носителей языка в Германии должна возникать другая ассоциация, связанная с "местечком тихим", то есть уборной - "stilles Örtchen".

Башня Крётшентурм
Башня для "мимоз"
Совсем рядом с "Возвышенным местечком" находится одна из городских сторожевых башен - круглая толстушка Крётшентурм (Krötschenturm), к которой пристроен фахверковый домик. В городских хрониках есть свидетельства о том, что ее использовали в качестве изолятора для заразных больных и во время эпидемий, а их в многовековой истории Цонса было достаточно. Название у башни, судя по всему, тоже "говорящее". На местном диалекте выражение "en al Krötsch" означает что-то вроде "вечного больного", "мимозы".
Чума опустошала город в 1623, 1635, 1666 годах. Не реже страдал он и от разрушительных пожаров - в 1464, 1547, 1620-м, - но в кратчайшие сроки Цонс восстанавливали. Помогали, во-первых, его небольшие размеры, во-вторых, стремление архиепископов как можно быстрее возобновлять сбор таможенных пошлин. Свою оборонительную способность и военную силу он не терял. Во время Тридцатилетней войны в 1646 году Цонс славно выдержал двухнедельную осаду гессенских войск, хотя и сильно пострадал.

Касса у сцены под открытым небом
Город деревенского типа
Уже в 1373 году архиепископ дарит своей деревне, превращенной в крепость, статус города со всеми привилегиями, включая право на проведение ежегодной многодневной торговой ярмарки, приуроченной к одному из религиозных праздников, а также однодневного рынка на каждой неделе.
Однако, по большому счету, Цонс на протяжении последующих столетий так и оставался деревней, хотя и обнесенной крепостной стеной. Основным занятием его коренных жителей было фермерство. Вокруг до сих пор - обширные поля, а многие дома построены так, чтобы во внутренние дворы могли въезжать повозки и сельскохозяйственная техника, то есть с характерными высокими воротами.
В Цонсе развивались и некоторые ремесла, например, гончарное дело. В начале XVI века здесь разрешили чеканить собственные монеты, но уже через несколько лет это право вновь отобрали.

Cцена у замка
В Цонсе было и несколько небольших табачных артелей, принадлежавших еврейским жителям, которых здесь в свое время проживало около полусотни. Одна из городских башен носит название "Juddenturm", что на слух можно понять как "Еврейская башня", но слово пишется с двумя "d", а название происходит, как считают историки, от фамилии одной патрицианской семьи, проживавшей в Кельне и участвовавшей в ее строительстве.
Особую категорию жителей Цонса составляли таможенники. На них официально не распространялись обязанности горожан. Дома таможенных служащих были самыми роскошными. В некоторых сейчас расположены ресторанчики. Их в этом крошечном городе много. Можно предположить, что в таком количестве они появились уже в наше время вместе с развитием туризма, но это не так. По сложившейся традиции, во время ожидания таможенного оформления или после него купцы и капитаны судов отправлялись выпить и закусить со служивыми людьми. Спрос классически определял предложение.
Таможенников и купцов в ресторанах давно сменили туристы. Многие приезжают в город не только для того, чтобы увидеть средневековые стены и башни, но и летом - посмотреть спектакли под открытым небом. Проходят они на сцене, которую построили на площади между городской стеной и таможенным замком еще в 1935 году. Сначала на ней ставили спектакли о событиях городской истории, а потом обратились к классическим немецким сказкам.Цонс (Zons)
Федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия
